Трусливого человека и заяц напугает, и щенок загрызёт
“ Полысь морттö и кöч повзьöдас, и кычаныд пурас ”
Если вырастешь у смелых людей, то и сам смелым станешь
“ Повтöм йöз дінын кö быдман, ачыд повтöм лоан ”
Рано встаёшь — много сделать успеешь
“ Водз чеччан — уна вöчны эштан.”
Зимний день с заячий хвост
“ Тöвся луныд кöч бöж кузя ”
Ворона ворону знает.
“ Рака ракаöс тöдö”
Хвастаться – не лес рубить, поясница не устанет.
“ Ошшасьны – не керасьны, косыт оз мыдз. ”
Лени отдашься – без рубашки останешься.
“ Дышыслö сетчан – йöрнöстöг кольччан”
Лук да редька – здоровая пища.
“ Лук да кушман – здоровöй сёян. ”
Миф отсылает нас к очень древним временам, когда с помощью науки объяснить возникшие вопросы еще нельзя было, а человек всячески пытался познать себя, мир, окружающих его людей…В такое время и возникли мифы. Мифы показывают наивное представление человека об окружающей его действительности. У многих народов выявляются своеобразные представления о происхождении Земли. Коми-пермяк тоже по-своему объясняет появление Земли. Некоторые мифы были собраны и зафиксированы В.В. Климовым в книге «Корни бытия» (2007) . Остановимся на них подробнее: 1. Миф рассказывает о том, что «Земля зародилась из птичьего пера, упавшего в пустоту». 2. По другому мифу «Земля произошла из обломка неба во время грома». 3. А третий миф связывается с образом Бога: «Обитал бог Ен, у которого был конь. А конь помещался в конюшне и на белый свет никогда не ″сорил″. Но однажды конь объелся и при очередном выезде Ена не добежал до конюшни и выпустил шишку в пустоту. Из того конского комка выросла Земля». Не менее интересными являются мифы, связанные с появлением человека. Они также имеются в книге В.В. Климова. Рассмотрим некоторые варианты: 1. «Первый человек произошел от рыбы ком (хариус), и его потомков стали называть коми, а их землю – Комму (земля комов)». 2. «Чудской род произошел от ящерицы, жил в земле и всю зиму спал». 3. «Первым жителем Земли был мужчина. Он не мог жениться на своей Родине, поэтому коми-пермяцкий эпос ″оженил″ его на дочери Солнца – Зарани, образ которой выдумал сметливый коми-пермяк. Таким образом, по мнению наших предков, образовалась первая супружеская пара и семья – перяки, пермяки». Если мифы о происхождении Земли и человека известны не всем, то истории о мифологических персонажах знают многие коми-пермяки. По мнению коми-пермяков, у каждого места имеется свой «хозяин»: в лесу – леший, в воде – водяной, а в доме – домовой… А что ты знаешь о них? Спроси дома у старших и по их рассказам (и собственным представлениям) нарисуй портрет какого-либо мифологического существа. Загрузи его сюда. Пусть каждый сможет его посмотреть!
Быль я коми-пермяк шогмöм гагись нето чериись? Веритан я тэ, что Муыс аркмис кай бордiсь нето бус-ёгись? Эмöсь я вöрись, ваись, суседко, и вермасö я нiя öнi петны миян одзö? Быдыс вермас сетны ответтэз эна юасьöммез вылö, кöр вежöртас, мый сэтшöм миф. Миф туйдöтö öддьöн важся кад дынö, кöр наука отсöтöн вежöртöтны петöм юасьöммесö эшö эз позь, а морт быднёжа пондылiс тöдны ас гöгöрся олансö, олiссесö, асьсö… Эттшöм кадö и аркмисö миффез. Миффез мыччалöны наивнöй представленнёэз мортлiсь быдкодь явленнёэз сьöртi. Уна отирлöн петöны ассяма образзэз Му аркмöм сьöртi. Коми-пермяклöн нiя тожö эмöсь. Мукöдыс ны коласiсь вöлiсö öктöмась В.В. Климовöн и лэдзöмась небöгын «Олан вужжез» (2007) . Медтöдчанаэс вылын сувтчам: 1. «Миф висьталö, что пустöй Кымöрö инмас кай, орöтас ассис бордтывсö, чапкас Кымöрас, и сэтiсь быдмас Му». 2. Мöдiк миф сьöртi – «Му шогмас торись, кöда пельдöма Кымöрыс бердiсь гымалiкö, а сэсся ыждöм сэтчöдз, что лоöма Му». 3. А куимöт миф йитсьö Ен образкöт: «светас олöма Ен и видзöма вöв. А вöлыс, кыдз и пермяклöн гортас, олöма картаын и назёмсö керöма пыр картаас, но öтпыр котöртiкас öтiк коколь уськöтöма пустотаас. И сэтiсь лоöма Му». Сэтшöм жö интереснöйöсь эмöсь миффез, йитöмöсь морт шогмöмкöт. Нiя сiдзжö пыртöмась В.В. Климов небöгö. Видзöтам кынымкö пример: 1. Коми-пермяк «шогмöма ком (хариус) черисянь, и сылiсь увтырсö пондöмась шуны коми, а сiйö местасö, кытöн олö коми-пермяк –Комму». 2. «Чучкöй народыс дзöдзыв родiсь вöлöма и дзöдзыв моз жö муын олöма да тöвбыт узьöма». 3. «Но медодзза мортыс Му вылас вöлöма айпöв, сiя эз вермы чужтыны пияннэсö. И эта понда мывкыд юра коми-пермяк чужтöма аслас юрын Шондiлiсь нывсö, медбы сiйö сетны Пералö инь туйö. Вот сiдз аркмöмась морт гозъя да семья, коми-пермяккезлöн увтыр». Коми-пермяк öння кадöдз сё эшö видзö тöдöммез мифологическöй персонажжез йылiсь. Сы мненнё сьöртi, быд месталöм эм аслас «кöзяин»: вöрын – вöрись, ваын – ваись, керкуын – суседко… А мый тэ тöдан ны йылiсь? Юась гортын да висьтасьöм сьöртi серпасав чужöм (вывтыр) кытшö-либо торья геройлiсь. Пырт сiйö этчö, ась быдыс тöдсасяс!
Кто такая Баба-Яга?
“ Баба-Яга – кин эта? Думайтсьö, что быд лыддьöтiсь учöтсянь тöдö ответ эта юасьöм вылö и что быдыс вермас висьтавны сказка, кытöн пантасьö эта геройыс. А эшö быд морт юрын, натьтö, пукалö дума, что Баба-Яга – отрицательнöй персонаж, кöда оз сет шöр геройлö судзöтны колана тор. Но Баба-Яга йылiсь петöны и мöдiк тöдöммез: Баба-Ягалöн уна мöдiк ниммез; Баба-Ягалöн эм семья да ёрттэз; Баба-Яга не только туй дзугись, но и отсасись. Пондылам осьтны петкöтöм тöдöммесö паськытжыка. ”
Кто такой Леший?
“ Коми-пермяцкöй мифологияын эм персонаж, кöда олö вöрын, кöда вермö лöгасьны и öштöтны отирсö вöрас, кöда кужö вежны ассис вывтырсö… Кин этö? Этö Вöрись! Сылöн эмöсь эшö öддьöн уна мöдiк ниммез. Коми-пермяк сiйö вермас шуны и Лешакöн, и Вöрдядьöн, и Ыджытöн, и Кузь дядьöн, и Кöспельöн, и Сюра-Пеляöн, и Милёвöн, и с.о. Отирыс одзын сiя вермас петны быдкодь образын: вöр-ваись торöн (мыр, ыджыт пу), вöрпиöн (кöч, ош), нельки вермас мыччасьны морт образын. Кöр Вöрись босьтö «обликсö» мортлiсь, сэк сы вывтырись позьö казявны сэтшöм сверхъестественнöй признаккез, кыдз: сюррез, кузься-кузь тош, гöна коккез, ыджыт рост, нельки абуöсь синкыммез, ас бöрын оз коль некытшöм визь ”
Баба-Яга ‒ значимый герой коми-пермяцкой волшебной сказки
Кто такая Баба-Яга? Кажется, что все читатели с детства знают ответ на этот вопрос и что каждый
из них сможет назвать сказку, героем которой является данный мифологический персонаж. А еще,
наверное, многие думают о том, что Баба-Яга – это, прежде всего, отрицательный герой, который
выступает в сказке в роли вредителя и не позволяет герою достичь поставленной перед ним задачи.
Однако, о Бабе-Яге имеются и другие, не менее интересные, данные: у Бабы-Яги выявляется
множество других имен; Баба-Яга имеет свою семью и друзей; Баба-Яга не только вредит главному
герою волшебной сказки, но и помогает ему. Попробуем раскрыть эти особенности более подробно.
В коми-пермяцких волшебных сказках обнаруживают себя такие варианты имени мифологического
персонажа, как Баба-Яга, Ягинь, Лёки, Ягишна, Еги-Баба, Яг-Баб. Как видно, имя героя чаще всего
состоит из двух компонентов: «баба» да «яга (яг)». Слово «баба» употребляется в значении
«женщина». Слово «яга» имеет более сложное происхождение. Имеется несколько версий для его
интерпретации. Отметим наиболее интересные из них. Во-первых, слово «яга», по мнению ученых,
интерпретируется с помощью прилагательного «ягая», имеющего два значения: «злая» и «больная».
Значение «злая» проявляется в ее отношении к другим героям. Значение «больная» объясняется в
мифологии . Имеется версия о том, что слово «ягая» обозначает человека с больной ногой. А мы,
читатели, знаем, что в коми-пермяцких сказках нога у Бабы-Яги ассоциируется с пестом. Таким
образом, ее конечности выглядят очень худыми и тонкими – приобретают «нездоровый» вид. Кроме
того, Баба-Яга умеет ходить только на кончиках пальцев, что также говорит о неестественной
ходьбе героя. Можем сказать, что оба значения слова «ягая» подходят. Они выявляют ее
враждебность и мифологические черты. Во-вторых, вариант «яг» расшифровывается как «молодой
сосняк, пихтовый лес, бор» . Поэтому имя «Баба-Яга» можно читать как женщина из леса или лесная
женщина. И это, на наш взгляд, хорошо подтверждается материалом из сказок. Баба-Яга чаще всего
изображается в лесном пространстве.
Интересным представляется и то, что в сказках обнаруживают себя данные, касающиеся семьи
Бабы-Яги. У нее есть дочери. В коми-пермяцких сказках показано их разное количество: дочерей у
Бабы-Яги может быть одна, три, много. Так, в сказке «Бедьпи» («Деревянный мальчик») повествуется
о трех дочерях. Примечательно, что у всех есть имена: Ера, Ёра да Яра. У Бабы-Яги имеется также
и сын. В сказке «Куим золотöй юрси тылöп» («Три золотых волоска») он предстает перед читателем в
образе чёрта. А сказка «Сунис моток» («Клубок с нитками») совсем удивила! Дети Бабы-Яги –
лягушки. В некоторых сказках у Бабы-Яги показаны сестры. Наиболее ярко они описаны в сказке
«Иван царевич да Краснöй девица» («Иван царевич да Красная девица»).
А еще Баба-Яга выступает в роли советчика главного героя. Баба-Яга указывает ему верный путь,
дарит разные волшебные предметы, отдает своих помощников, предсказывает будущее и др. Тебе
интересно? Возьми да прочитай волшебные сказки! Напиши о своем любимом сказочном герое!
Баба-Яга – кин эта? Думайтсьö, что быд лыддьöтiсь учöтсянь тöдö ответ эта юасьöм вылö и что
быдыс вермас висьтавны сказка, кытöн пантасьö эта геройыс. А эшö быд морт юрын, натьтö, пукалö
дума, что Баба-Яга – отрицательнöй персонаж, кöда оз сет шöр геройлö судзöтны колана тор. Но
Баба-Яга йылiсь петöны и мöдiк тöдöммез: Баба-Ягалöн уна мöдiк ниммез; Баба-Ягалöн эм семья да
ёрттэз; Баба-Яга не только туй дзугись, но и отсасись. Пондылам осьтны петкöтöм тöдöммесö
паськытжыка.
Сiдз, коми-пермяцкöй волшебнöй сказкаэзын адззисьöны мифологическöй персонажлöн сэтшöм ниммез,
кыдз Баба-Яга, Ягинь, Лёки, Ягишна, Еги-Баба, Яг-Баб. Кыдз мийö адззамö, частожыксö нимыс сылöн
сулалö кык торись: «баба» да «яга(яг)». Кыв «баба» лоö вежöртана. Сiя мыччалö инька вылö. Тор
«яг» сьöкытжык аслас аркмöм сьöртi. Мыччалам кынымкö визь сiйö вежöртöм понда. Öтiк ладорянь,
кыв «яга», учёнöйес мненнё сьöртi, йитсьö нимтанкöт «ягая», кöда ас пытшкас пыртö кык значеннё ‒
«лöг» да «шогалiсь». Значеннё «лöг» петö сы отношеннёын мöдiк геройез дынö. Значеннё «шогалiсь»
вежöртöтсьö мифологияын. Сэтчин казьмöтöм, что нимтан «ягая» мыччалö мортöс, кöдалöн доймö кок .
А мийö, лыддьöтiссез, тöдамö, что коми-пермяцкöй сказкаэзын Баба-Ягалöн коккес вачкисьöны тоин
вылö. Петö, что коккес Баба-Ягалöн öддьöн вöснитöсь, да и ветлöтны сiя вермö только кок чуннес
вылын. Вермам висьтавны, что значеннё кывлöн «ягая» йитсьö кыкнан петкöтöм вежöртасыскöт. Но эм
и мöдiк визь кыв «яг» вежöртöтöм понда. Кажитчö, что сiя лоö медматын. «Яг» ‒ этö вöр,
пожумьяин. И этöн торнас ним «Баба-Яга» петас кыдз «вöрись инь». Матынжыкöн эта визьыс лоö и
сысянь, что Баба-Яга сказкаэзын, быль, унажыксö мыччассьö, кыдз вöрын олiсь.
Интереснöй тöдöммез петöны и Баба-Яга семья йылiсь. Баба-Ягалöн эмöсь ныввез. Коми-пермяцкöй
сказкаэзын мыччалöмась нето öтiк, нето куим, нето уна ныв. Сiдз, сказкаын «Бедьпи» петöны куим
ныв. Куимнанныслöн эмöсь ниммез: Ера, Ёра да Яра. Баба-Ягалöн адззисьö и зон. Сiдз, сказкаын
«Куим золотöй юрси тылöп» сiя петö лыддьöтiсь одзö чёрт образын. А сказка «Сунис моток» нач
дивитiс! Баба-Ягалöн челядь ‒ лягушкаэз! Мукöдпыр мифологическöй персонажлöн адззисьöны и сойез.
Нiя бытшöма мыччалöмась «Иван царевич да Краснöй девица» сказкаын.
А эшö Баба-Яга отсалö судзöтны шöр геройлö колана мог. Баба-Яга мыччалö сылö туй, козьналö
быдкодь волшебнöй предметттэз, сетö отсасиссезöс, юöртö неколана местаэз (геройез) йылiсь и мöд.
Тэныт лоис интересно? Босьт да лыддьöт волшебнöй сказкаэсö! Гиж аслат радейтана герой йылiсь!
Вӧв сьöрті и сийӧс. - По лошади и хомут.
Мый ытшкан, сійӧс и куртан.- Что накосишь, то и сгребешь.
Тшакыс кока да ачыс оз лок. - Грибы с ножками, да сами не приходят.
Прислала Салтанова
Кӧз вылын бадьыс оз быдмы. - на иве ёлка не растет
Прислала Крохалева
эн тэрмась кылӧн, тэрмась уджӧн. - не торопись языком, торопись делом
Прислано Кучевасовой
Кыдз уджалан – сiдз и сёян - Как поработаешь, так и поешь
Прислано Епановой
Кытöн олам, сэтчин и колам- Где родился, там и сгодился
Прислано Тупициной
Ӧтік пельӧттяс пырис, мӧдік пельӧттяс петіс
- В одно ухо зашел, из другого уха вышел.
Прислано Ю.Утробиной
Ачыт асьтö эн ошкы, ась мöдiк ошкас. Досл. Сам себя не хвали, пусть другой похвалит.
Прислано Д.Бразгиной
Уджтöг и чаг он бергöт - Без труда и щепки не перевернешь
Прислано О.Кучевой
Нянь эм – олан эм. - Хлеб есть – жизнь есть
Прислано Пикулевой
Ёна уджаван – чöскыта сёян – Сильно поработаешь вкусно поешь.
Прислано Караваевой
Пришли описание сказочного героя Коми