В коми-пермяцкой литературе можно найти много поэтических произведений. Они написаны на разные темы: о любви, о дружбе, о родине, о доме, о природе .
Коми-пермяцкая литература является одной из младописьменных литератур России. Ее становление ученые относят к 20-м гг. ХХ века.
В коми-пермяцкой литературе можно найти много поэтических произведений. Они написаны на разные темы: о любви, о дружбе, о родине, о доме, о природе .
Перейти на страницу материалов, которые посетители сайта загрузили по теме литература и история
Коми-пермяцкая литература является одной из младописьменных литератур России. Ее становление ученые относят к 20-м гг. ХХ века. В начале нового столетия начинает меняться политическая, экономическая и культурная жизнь в стране. Толчком для развития коми-пермяцкой литературы стал указ 1919 г. «О ликвидации безграмотности». В короткие сроки интеллигенции необходимо было создать алфавит. Предполагалось, что на нем будут выпускать школьные учебники для обучения как взрослых, так и детей. Кто в это время участвовал в образовательном процессе и просвещении людей, тот и впоследствии взялся за перо. Первый сборник стихотворений коми-пермяцких писателей вышел в свет в 1923 г. в г. Сыктывкаре под названием «Горадзуль» («Купальница»). По мнению Ф.С. Истомина, этот год можно считать рождением коми-пермяцкой литературы. В опубликованный сборник вошли оригинальные поэтические произведения и основоположников коми-пермяцкой литературы – Андрея Никифоровича Зубова (1899-1937) и Михаила Павловича Лихачёва (1901-1937). Андрей Никифорович Зубов (Питю Ӧньö) – первый коми-пермяцкий поэт. Он мастерски использовал фольклорные образы, мотивы для создания поэтических произведений. Они помогли ему, с одной стороны, показать развитие сюжета, с другой стороны, увидеть специфическое мировоззрение коми-пермяка. А.Н. Зубов одним из первых начал писать сатирические стихотворения и поэмы, в числе первых издал отдельный сборник стихотворений на коми-пермяцком языке «Ӧнджа» («Всякое», 1929) и книгу с собранными им фольклорными текстами «Сказкиэз» («Сказки», 1935). Кроме этого, из-под его пера вышла первая коми-пермяцкая пьеса «Пемыт ой пырйöт» («Сквозь темную ночь», 1935). Михаил Павлович Лихачёв тоже внес большой вклад в развитие коми-пермяцкой литературы. Он, как и А.Н. Зубов, писал стихотворения и поэмы, как и А.Н. Зубов, занимался просветительской деятельностью. Однако все его знают, прежде всего, как автора первого романа на коми-пермяцком языке – «Менам зон» («Мой сын», 1936). Роман – знаковое явление для любой младописьменной литературы. Большое эпическое произведение позволяет показать не только судьбу главного героя, но и жизнь целого народа в отдельно взятый исторический период. «Менам зон» («Мой сын») – роман, в котором впервые с помощью литературных приемов представлена жизнь этноса во время революции и Гражданской войны, впервые художественно изображен быт, традиции и праздники коми-пермяков.
Стихотворение, которое тронуло сердце…
В коми-пермяцкой литературе можно найти много поэтических произведений. Они написаны на разные
темы: о любви, о дружбе, о родине, о доме, о природе и т.д. Каждый сможет найти то, что тронет
его сердце и заставит вновь и вновь перечитывать его… Мне нравится стихотворение Николая
Васильевича Попова «Вöр сказка» («Лесная сказка»). Прочитаем его.
О чем это стихотворение? Что стало материалом для его написания? Почему оно интересное?
Стихотворение Н.В. Попова сюжетное, оно заставляет нас вспомнить о прошлом, о мифах. Источником
для написания данного стихотворения стал фольклор. Устное народное творчество, включенное в
сюжет, позволяет показать писателю, с одной стороны, его отношение к лесу, с другой стороны,
представить мировоззрение коми-пермяков, а также ответить на вопрос – что такое лес. Лес для
Н.В. Попова (да и для коми-пермяка) это и место, где живут животные, это и что-то
«неизведанное», которое включает в себя знания о прошлой жизни. Это «неизведанное» тесно
переплетается с образом Лешего. Поэтому и появляется обряд «написание кабалы», которое также
связывается с особенностями жизни коми-пермяков. Название стихотворения «Лесная сказка»
соответствует его содержанию. В стихотворении Н.В. Попова, как и в сказке, добрые силы побеждают
зло. Пера, как представитель добрых сил, прямо противопоставляется Лешему – злому духу. Данное
стихотворение позволяет показать национальный образ мира, специфика которого кроется в
представлениях о лесе и о его обитателях. Это поэтическое произведение интересно тем, что
знакомит с коми-пермяцким фольклором, что раскрывает предпочтения автора в выборе материала и
что позволяет больше узнать о коми-пермяках, как о народе.
А какое стихотворение дорого тебе? Напиши его. Расскажи, о чем оно.
Коми-пермяцкöй литератураын эмöсь быдкодь кывбуррез. Нiя гижöмась уна темаэз вылö: и горт йылiсь, и радейтöм йылiсь, и ёртасьöм йылiсь, и чужанiн йылiсь, и вöр-ва йылiсь и с.о. Быд лыддьöтiсь вермас адззыны ныын сiйö, мый лоö дона сы понда; сiйö, мый вöрзьöтас сьöлöм да тшöктас неöтпырись бертлыны эта произведеннё дынö… Меным донаöн лоö Николай Васильевич Поповлöн кывбур «Вöр сказка». Лыддьöтам сiйö: Мый йылiсь кывбур Н.В. Поповлöн? Мый лоис медшöрöн кывбур гижöм понда? Мыля сiя интереснöй? Н.В. Поповлöн кывбур сюжетнöй, ыстö миянöс одзжыкся олан дынö, прамиффез дынö. Кывбур понда источникöн лоис фольклор. Фольклор пыртöм отсöтöн гижись мыччалiс ассис отношеннё вöр дынö, осьтiс коми-пермяккезлiсь дзарньöв олан вылö, сетiс ответ юасьöм вылö – мый сэтшöм вöр. Вöр Н.В. Попов понда (да и коми-пермяк понда) и места, кытöн олöны вöрпиэз, и мыйкö «тöдтöм», кöда видзö ас пытшкас тöдöммез одзжыкся олан йылiсь. Эта «тöдтöмыс» бура йитсьö вöрись образкöт. Этасянь и петö обряд «кабала гижöм», кöда отсалö осьтны отирлiсь мировоззреннёсö. Бытшöма бöрйöм и ним кывбурлöн ‒ «Вöр сказка». Н.В. Попов кывбурын бур выннэз, кыдз и сказкаын, вашöтöны умöль геройöс. Бур вын – Пера – сувтö паныт умöль вынлö – Лешаклö. Этадз гижисьыс мыччалiс ассямасö отир оланiсь, кöда дзебöм одзжыкся представленнёэзын вöр йылiсь да сы олiссез йылiсь. Эта кывбурыс интереснöй сiöн, что тöдсöтö коми-пермяккес устнöй народнöй творчествокöт, что осьтö лыддьöтiсь одзын гижисьлiсь «предпочтеннёэз» материал бöрйöмын и что отсалö унажык тöдны коми-пермяккез йылiсь. А кытшöм кывбур лоö дона тэ понда? Гиж сiйö. Вежöртöт, мый йылiсь сiя.
Коми парма, вöр кондовöй,
Сира пожум, кöз и ньыв.
Быдкодь кайыс тэын олö,
Сьылö быдкодь сьыланкыв.
Косьмöм пу вылын кокасьö
Кыр ‒ каёкыс басöк, чож.
Вöрын жагвыв тапикасьö,
Малинавтöн локтö ош.
Верман тэ порой казявны:
Чылö пуштöм бöжа ур.
Кöзсянь кöз вылö чеччавны
И дзебсисьны сылö бур.
Тöв кö лэбас, небыт, ласков,
Мыйкö лёбö пипу лист.
То ль висьталö сiя сказка,
То ли быль, кывзiсь, верит.
Если мöс лешак гусялас,
«Оз берт мöсыс, öштас горт.
Сэки кабала кырлалö
И кеймисьö коми морт:
Лэдз пö мöснымöс миянлiсь,
Йöв пö корö челядёк.
Нылö ковсяс пö тшыгьявны,
Оз кö миян мöсным лок.
Кабаласö морт нöбöтö,
Пуктö мыр вылö гöснеч.
Мед лешакыс сёйис пöттöдз,
Мортлö умöльсö эз лэдз.
Мымда пакостьсö керлылiс
Вöрись дядь, нечистöй вын,
Даже мортлiсь туй дзуглылiс
Вöр пыдöсас зэв ылын.
Морт кö вöрын туйсö öштас,
Тöдö ни, мый керны сэк:
Гуня и ковпак мöдöртас,
Шöри ньöр кодь кöз поткöтас
Да размöд шагньöвтö сэт.
Сразу туйыс оссьö мортлö.
Гортлань öнi содты шаг.
Мед вились эн öшты горттö,
Эз декуйтчы мед лешак.
Коми вöрын эта гнусыс
Сiдз хозяйничайтiс дыр.
Кöть трекнитыштiс тымуссö
Сылiсь Пера-богатырь.
Вын нечистöй öнi öшис.
Каждöй морт довольнöй, рад:
Парма-вöрнымöс югдöтiс
Миян шондiа виль кад.