Деревянная скульптура Чадз-богатырю в деревне Чазёво. Автор скульптуры — Егор Фёдорович Утробин
Деревня Чазёво расположена в тридцати километрах от Косы. Почему у неё такое название? Случилась
интересная история. Давным-давно жил на земле коми силач Юкся. И было у него три сына, тоже силачи-богатыри
— Пукся, Чазь и Бач. Пришла пора сыновьям отдельно жить, свои дома строить, а топор на всех только один был.
Первым место для жилья нашёл Чазь, крикнул отцу, тот бросил топор. Чазь поймал топор на лету, заготовил
брёвна, построил дом. Следующим красивое место нашёл Бач, Чазь бросил топор ему, Бач построил избу и
перекинул топор Пуксе. Тот построил красивую избу.Так появились деревни Чазёво, Бачманово и Пуксиб. А место,
где жил Юкся, назвали Юксеево.
Кучева Оля
Деревня Чазёво сулалӧ километров 30 ылынаын Косасянь. Мыля сiйӧ сiдз нимтӧмась? А шогмӧм вот кыдз.
Важынся-важын олiс Коми му вылын, север ладорын, богатырь Юкся. Сылӧн вӧлiсӧ куим зон-богатырь: Бач, Пукся,
Чадз. Локтiс нылӧн кад торйӧтчыны: чапкыны айпоз, лэбтыны аслыныс керкуэз, а черыс вӧлi ӧтiк быдӧнныс вылӧ.
Медодз адззис олан места Чазь да горӧтiс эта йылiсь айыслӧ. Айыс чапкис сылӧ чер, а зоныс перыта кутiс. Чазь
заптiс вӧр, сувтӧтiс керку. Сыбӧрын адззис басӧк места богатырь Бач. Чазьыс чапкис сылӧ чер, а Бачыс тшупис
керку да чапкис черсӧ Пуксялӧ. Куимӧт богатырлӧн шогмис бытшӧм керку. Сiдз и шогмисӧ куим деревня Чазёво,
Бачманово да Пуксиб. А места, кытӧн олiс айныс, поднiсӧ шуны Юксеево.
Кучева Оля
В четырех километрах от села Ошиб, в месте, названном Галялог, находится уникальный обрядово-культовый
памятник. Это камень невероятных размеров, сравнимых с избой. Местные жители знают о нем с незапамятных
времен.
Точно никто не помнит, как и откуда появился этот камень. Существуют версии, что его местным жителям подарил
Бог или что это частица Тунгусского метеорита. А может быть он земного происхождения? Большинство жителей
склоняются к первой версии, поэтому и назвали его Ен Из (букв. «небесный или божественный камень»).
В старину рядом с камнем проводили религиозные обряды, молились богам и жертвовали им еду и питье.
Считалось, что камень способен излечивать различные болезни, а также обладает особой энергетикой.
Еще несколько десятков лет назад практически каждый житель знал к нему дорогу, но сейчас в магическую силу
этого камня мало кто верит. В нынешнее время к камню Ен Из для школьников устраивают экскурсии, проводят
различные культурно-развлекательные мероприятия, например, «Ош туй», «Охота на охоту» и др. Также местные
жители с семьями устраивают пикники.
Местные жители благоустроили это загадочное место, поставили скамейки и построили беседку.
Немного легенд о камне.
• Этот камень был огромной величины, якобы он был виден в соседней деревне Плешково; это в трёх километрах
от этого места.
• В 1962 году несколько человек под руководством местного учителя истории Радостева Ивана Никитьевича начали
откапывать камень, чтобы узнать его размеры. Но попытка была неудачной, так как им не удалось найти конец
этого камня. Кто пытался откапать камень, вскоре умерли друг за другом.
• Местные жители считают, что камень имеет свойство «исчезать»: его не всегда можно найти.
• Более 60-ти лет назад вокруг камня можно было наблюдать огромное количество мелких камней размером с
большое ведро и более. Сегодня таких уже нет.
• К востоку от камня можно наблюдать большое количество лунок, не зарастающих ни мхом, ни травой.
• Были случаи, когда люди теряли сознание в районе этого камня, свечение было видно в этом месте. Местные
жители, считают, что камень обладает магическими свойствами.
Боталова Мария
Ошиб селосянь нёль километра ылынаын эм места, кöда шусьö Галялог. Галялогын куйлö енлöн кöзин – галя. Керку
ыжда эта галяыс вöвлöма. Быд олiсь Ошибись тöдö эта кöзин йылiсь.
Некин оз тöд, кытiсь эта галяыс лоöма. То ли енлöн кöзин, то ли тор Тунгусскöй метеоритлöн, то ли муись
петöма. Унажык олiссез веритöны, что этö галясö козьналiс Ен.
Важся кадö из дынын чулöтлiсö религиознöй обряддэз, юрбитлiсö еннэзлö, жертвуйтiсö нылö сёян да юан. Местнöй
олiссез веритiсö, что галяыс вермö лечитны и сылöн эмöсь магическöй свойствоэз.
Эшö дас во бöрна быд морт тöдiс туй енлöн кöзин дынö. А öння кадö етша кин веритö сы магическöй силаö. Но
галя йылiсь быдсöн эзö вунöтчö, уськöтлöны тöдвылö. Аркмöтлöны челядь понда экскурсияэз, чулöтöны
мероприятиэз, например, «Оштуй», «Охота на охоту» и мöдiкöсь.
Местнöй олiссез кöзин гöгöр сувтöтiсö лабиччез да беседка.
Легендаэз галя йылiсь:
• Галяыс вöвлöма ыджытся-ыджыт, тыдавлöма куим километр ылына.
• Местнöй олiссез лыддьöны, что галясö, нылö козьналöм Ен. И шуöны «Ен Из».
• 1962 воö отир пондылiсö гарйыны галясö, но помöдз эзö вермö локны. И öнi галыс пырö муö.
• Местнöй олiссез баитöны, что отир кöдна пондывлiсö гарйыны галясö, кулiсö сьöрсьöн-бöрсьöн. А мукöд отир
лыддьöны, наоборот, что галыс вермö лечитны быдкодь шоготтэзсянь.
• Галыс вермö öшны, и не пыр позьö сiйö адззыны.
• Эм версия, что галяыс тор Тунгусскöй метеоритлöн. Галя гöгöр вöвлöмась эшö галяэз, ведра ыждаöсь, но
сыбöрын нiя öшöмась.
• Восток сторона ладöрсянь вöвлöмась лункаэз, кытöн абу быдмывлöм турун и нитш.
• Мукöд отир оштывлöмась сознаннё. Местнöй олiссез лыддьöны, что галялöн миöсь магическöй свойствоэз.
Боталова Мария
Такой представляют жители деревни Чинагорт основательницу этих мест.
В Юсьвинском районе, на правом берегу Велвы, в десяти километрах от Юсьвы, можно увидеть старинное
коми-пермяцкое селение Чинагорт, названное так по преданиям в честь легендарной основательницы деревни –
разбойницы Чины. Есть версия, что это связано со старым церковнославянским именем Аксинья, которое в речи
коми-пермяков адаптировалось под это. Жила она на отшибе, в доме без окон и дверей с большим лазом. Ни с кем
не общалась и от всякой помощи отказывалась.
Селяне заподозрили ее в том, что она знается с разбойниками и лесным хозяином. Рассказывают, будто
разбойники прятали в ее избушке награбленное добро или где-то рядом. Но поймать их никто не мог, потому что
от избушки к реке и в лес вели подземные ходы. Согласно существующей легенды, было спрятано три клада:
бронзовый, серебряный и золотой. Поэтому люди до сих пор ищут клады разбойницы Чины, но ни один клад так еще
и не был найден.
Савельева
Юсьвинскӧй районын, Велва юсянь веськыт ки ладорсянь, Юсьва посадсянь дас километр ылынаын, туйӧ казявны важ
коми-пермяцкӧй селеннё Чинагорт, кӧдӧ преданнё сьӧртi шуӧмась легендарнӧй основательница-разбойница Чина
нимӧн. Эм версия, что сiя йтӧм важ церковнослвянскӧй нимкӧт Аксинья, кӧда коми-пермяцӧй сёрниын
адаптируйтчӧма сы увтӧ. Олӧма сiя торйӧн мӧддэссянь, куркуын ӧшыннэзтӧг и ыбӧстӧг. Баитöны, что некинкӧт абу
баитлöм и отсӧтсянь пыр откажитчывлöм.
Деревня олiссез пондiсӧ лыддьыны, что сiя тӧдчö разбойниккезкӧт да вӧрись хозяинкӧт. Баитӧны, бытьтӧ
разбойниккез дзеблöмась гусялӧм добросӧ сы керкуокӧ нето кытӧнкӧ матын сы бердсянь. Но кутны нiйӧ некин абу
вермöм, сiдз кыдз сы керкуоксянь ю дорӧдз да вӧр дорӧдз му пытшкас вöлöмась туйез-проходдэз. Легенда сьöртi
вӧлöмась сылöн куим дзебӧм клад: бронзовӧй, серебрянӧй да золотӧй. Сысянь отир ӧнӧдз кошшӧ разбойница
Чиналiсь кладдэз, но некин сiдз нем эшӧ и эз адззы.
Савельева
Воды реки Иньвы сливаются с рекой Кува у самого города Кудымкар. По легенде, в истоках Иньвы жило чудское племя, состоявшее из нескольких родов – увтыров. По праздникам собирались они в одном месте, выше современной Верх-Иньвы, богу молились, силой и ловкостью мерились, пели и танцевали. Однажды напали на племя враги – пришлые люди в шкурах, со звериной мордой и тремя рогами. Женщины, стар да млад в лесах укрылись. Мужчины вступили в битву, какой до этого не бывало. Почти все погибли, но землю отстояли. Горе от этой битвы было так велико, что сам бог Ен услышал рыдания женщин. Разделив их беду, послал дождь – слёзы небес. Из слёз и дождя появилась река, которую люди назвали Иньва (женская вода).
Посёлок Майкор. Фотография вылын мыччалöм строиттöм Богоявленскöй храм. Посёлок Майкор. На фото представлен недостроенный Богоявленский храм.
Майкор или его вариант Майкар с коми-пермяцкого языка переводится как «Бобровое городище» (май/мöй «бобр»,
кар/кор «городище»).
Есть несколько версий происхождения столь странного названия. Первая, самая логичная, повествует о том, что
раньше майкорская земля полнилась бобрами. Однако сегодня коренных бобров здесь не найти – в свое время их
истребили ради мяса и меха.
Согласно второй версии, бобр (мöй) был тотемным животным местной коми-пермяцкой общины, ведь многие
населенные пункты на коми земле были названы в честь животных.
Савельева
Майкор или сылöн вариант Майкар мыччалö мöйезлiсь (бобррезлiсь) оланiн (городище).
Эм кык версия эта ним аркмӧм йылiсь. Медодзза версия баитӧ сы йылiсь, что одзжык майкорскӧй муыс вӧлöм богат
мӧйезӧн. Но ӧнi кореннӧй мӧйесӧ татiсь он адззы, ciдз кыдз нiйӧ быдӧннысӧ вийисӧ кучик да яй понда.
Мӧдiк версия баитӧ сы йылiсь, что мӧй вермис лоны тотемнӧй вӧрпиӧн местнӧй коми-пермяцкӧй увтырлӧн, сiдз
кыдз уна населённӧй пункттэз коми му вылын вӧлiсӧ шуӧмась вӧрпи нимӧн.
Савельева Ксения
Кудымкарын памятник Кудым-Ошлö Памятник Кудым-Ошу в центре г. Кудымкар
Впервые поселение на современной территории Кудымкара упоминается в 1579 году, однако жизнь закипела здесь
много раньше – бревенчатые жилища предков коми-пермяков, обнесенные частоколом, стояли здесь еще издавна.
Согласно легенде, основал здесь когда-то поселение коми-пермяцкий богатырь Кудым-Ош – само название города
переводится как «городище Кудыма». Рассказывают, что он долго скитался по дремучим лесам и землям в поисках
лучшего дома для своего племени, а затем наткнулся на выступ на крутом берегу. Тогда богатырь воскликнул:
«Здесь быть моему городищу!» и переселился на эти земли вместе со своим народом.
Савельева ксения
Медодзза упоминаннё поселеннё йылiсь, кӧда сулалӧ ӧнняся Кудымкар территория вылын, вӧлi эшӧ 1579 воӧ, но
оланыс пизьöм ни татӧн унаöн одзжык – коми-пермяккезлӧн предоккезӧн потшшезiсь керӧм керкуэз, гӧгӧртӧмӧсь
частоколӧн, сулалöмась татӧн эшӧ важынсянь.
Легендаэз сьöртi аркмӧтлöм кӧркӧ этӧ поселеннёсӧ коми-пермяцкӧй богатырь Кудым-Ош – ачыс карлӧн нимыс
вуджӧтсьӧ кыдз «городище Кудыма». Баитöны, что сiя дыр ветлӧтöм пемыт вӧррезӧт да муэзӧт, кошшöм медбур
места
аслас увтыр понда, а сыбӧрын павкöм крутӧй выступ вылӧ Иньва ю бердын. Сэк богатырь и шуöма: «Татӧн лоас
менам
кар!» и локтöма этна муэз вылӧ аслас увтыркӧт.
Савельева Ксения
Добавьте свои интересные факты